Пояс был неотъемлемой частью одежды: повседневной, праздничной, ритуальной. Завязывался пояс узлом спереди или сбоку чтобы концы свешивались на 20-40см и более. Способ навязывания поясов, обозначал их длину которая варьируется от 1,5 до 4м., отдельные пояса достигают 5-6м. Ширина поясов тоже различна, обычно повседневную рубаху подпоясывают тонким поясом (22мм) или вервью (специально сплетенная изо льна веревка). Праздничную рубаху подпоясывали разноцветным, с родовой обереговой символикой вершковым поясом (44,45мм), а ритуальную рубаху широким поясом в 1,5-2 вершка(6,5-88,9мм).
Пояс в традиционной одежде объясняется не только функциональной необходимостью, но и наделяется глубоким символическим смыслом. Повязывание пояса означает готовность к деяниям и способность эти деяния осуществить. Ношение пояса также связывалось с моральным обликом человека. Отсутствие пояса усматривалось как нарушение общепринятых норм поведения. Посей день негативное значение имеют слова: «распоясаться, поясничать и т.д.».
Пояс как часть одежды человека, принимающая форму круга, повсеместно употреблялся в качестве оберега. С помощью пояса устанавливается связь между своим и чужим пространством, старым и новым домом. При переходе в новый дом хозяин перетягивает все членов семьи за пояс. Когда девица была готова выйти замуж за молодца, которого ей сватали, она дарила ему поясок.
Магические свойства пояса, скрепляющего союз молодых, использовался в свадебном обряде: поясом обвязывали жениха и невесту, тем самым соединяя их в одно целое. Пояса дарились музыкантам на свадьбе, родичам жениха и гостям. Входя после свадьбы в хату жениха невеста кидала поясок на печь (показывая домовому, что она новая хозяйка). До стола молодых вели на поясе. В первые дни после веселья молодая идя поводу, клала поясок на сруб колодца. Подметая хату завязывая поясок на веник.