Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребёнка. Важная задача – ввести маленьких детей в прекрасный мир музыки, воспитывая на её основе добрые чувства, прививая нравственные качества! Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами. Под духовно - нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлениючеловека, формированию у него:
- нравственных чувств (совести, ответственности, долга, веры, гражданственности, патриотизма);
- нравственного облика (терпения, милосердия);
- нравственной позиции (способности различению добра от зла, готовности к преодолению жизненных испытаний, проявлению самоотверженной любви);
- нравственного поведения (проявления пидуховной рассудительности, доброй воли, готовности служения людям и отечеству).
Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание души ребёнка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств. Наша цель не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все дети полюбили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью. Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. Невозможно переоценить роль музыки в нравственно- патриотическом воспитании дошкольников. На музыкальных занятиях осуществляетсяформирование таких качеств, как коллективизм, бережное отношение к природе. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.
Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования», – так говорил Аристотель. «Дело искусства – сохранять душу», – это слова нашего современника Валентина Григорьевича Распутина. Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящих в состав России. В Законе «Об образовании» говорится о необходимости формирования уже в дошкольном возрасте начала самосознания ребенка, себя как члена семьи, гражданина города, как активного преобразователя окружающей и общественной среды.
Наша задача – растить гражданина, которому в будущем предстоит стать созидателем, принося людям, семье, обществу пользу. Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», «деградация общества». Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка. Нам хочется, чтобы дети знали: Родина – это всё, что их окружает, родные и близкие люди, которые заботятся о них, родная природа, родная речь, песни и стихи обо всём этом, музыка к танцам с родными интонациями - всё это учит ребёнка гордиться этим и бережно ко всему относиться. В нашем дошкольном учреждении нравственно-патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта. Для реализации задач по духовно - нравственному воспитанию дошкольниковь необходим комплексный подход, который осуществляется в нашем детском саду на занятиях, в игре, на прогулке, на праздниках и развлечениях.
На праздниках затрагивается несколько тем: «Любовь к матери»,«Добро и зло», «Любовь к Родине». Организация и проведение внутри садовских мероприятий, посвященных Дню защитника Отечества и Дню Победы. На эти мероприятия мы приглашаем наших доблестных воинов запаса - пап и дедушек воспитанников, а также ветеранов Великой Отечественной войны. В праздничных, литературно - музыкальных композициях принимают участие и взрослые и дети. Последовательная, систематическая, хорошо организованная работа духовно- нравственного воспитания в нашем детском саду способствует эстетическому и интеллектуальному развитию детей, развивает творческую и познавательную активность, учит осознанному отношению к восприятию музыки, другим видам искусства. Это наполняет детей радостью, открывает огромный мир добра, света, красоты и научит их творчески преобразовывать окружающий мир. В заключение хочу сказать, что и родителям необходимо приобщать детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. И тогда будет развиваться личностная культура ребёнка как основа его любви к Родине.