

Как вы думаете, почему детям трудно дается запоминание стихотворений, правил, текстов и легко и быстро запоминаются сюжеты кинофильмов и мультфильмов, рекламы?
Дело в том, что в первом случае требуется произвольное запоминание (т.е мы запоминаем что-то специально, и это требует от нас волевых усилий), а во втором – действует непроизвольное запоминание, основанное на эмоциях и интересе ребенка.
Как же помочь ребенку выучить стихотворение? Да и так, чтоб без скандалов, истерик и нежелания учить стихотворение.
В своей работе я использую приёмы мнемотехники.
Эти приемы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Вспомните знакомую всем с детства мнемотехнику (просто тогда мы не знали, что это так называется) для запоминания цветов радуги – Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Основной “секрет” мнемотехники прост и всем известен – это ассоциация, т.е. связь нескольких образов. Вспомнив один образ (или увидев конкретный предмет), дошкольник вспоминает и все остальные образы! Нужно только научиться представлять образы и соединять их искусственной ассоциацией. Вот и весь “секрет”!
Начиная с младшей группе на каждое слово в стихотворении мы придумывали картинку, которой можно было бы заменить это слово. С возрастом мы усложняем и уже не слово, а предложение можем заменить одной картинкой.
Предлагаю вашему вниманию последовательность использования мнемотаблиц в заучивании стихотворения:
1.Сначала мною выразительно читается стихотворение, стихи необходимо подбирать с учетом возраста детей. Для детей средней группы я подбираю короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где есть конкретность образа, динамика действия.
Учитывая особенности детей провожу беседу по содержанию, на данном этапе проводится работа по обогащению активного словаря дошкольников.
2. Далее выставляю составленную мною к стихотворению мнемотаблицу и читаю с опорой на нее. Каждая строка в этой таблице – это зашифрованная в картинки и символы строки стихотворения.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная.
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.
Постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым. Если на начальном этапе работы даю готовые схемы, то на следующем - коллективно выдвигаем и обсуждаем различные версии и отбираем наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создаем, придумываем вместе, сообща.
3.Следующий этап - проводим воспроизведение всеми детьми каждой строчки с опорой на мнемотаблицу всего стихотворения. В процессе работы я заметила, что большинство детей в группе заучивают стихотворение наизусть, пока кодируют его в таблице, т.к. при шифровке текста происходит детальный разбор и привязка к зрительному образу, что способствует расширению мыслительных процессов.
4 В заключении заслушиваются стихотворения каждого ребенка, с опорой на мнемотаблицу. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком.
Разучивание стало для детей делом веселым, эмоциональным и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым.
По окончании занятия опорные картинки размещаются в книжном уголке! Это важно! У детей появляется возможность не забыть стихотворение! Рассказать его другу!
А сейчас попробуйте угадать загадку?
Угадали? правильно - репка.
Вот яркий пример мнемотехники. Эти приемы можно использовать не только в заучивании стихотворений, но и в отгадывании загадок, составлении описательного рассказа и т.д. Вам необходимо только взять в руки карандаш и воуаля, вы уже запомнили новое стихотворение. Обратите внимание, что при составлении мнемотаблицы мы не используем художественные способности, а просто схематично изображаем тот или иной предмет, или явление.
Сейчас в интернете можно найти множество готовых мнемотаблиц, но та которую вы составите самостоятельно , со своими ассоциациями на данное слово или словосочетание даст вам возможность не только запомнить это стихотворение, но и развить сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки, так же развивать психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.
Давайте сейчас Вы попробуете составить мнемотаблицу на стихотворение И.З. Сурикова "Зима". Берите в руки карандаш и рисуйте картинку на прочитанное стихотворение. В помощь вам пустая таблица со стихотворением.
Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо, Падает, ложиться. И под утро снегом Поле забелело, Точно пеленою Всё его одело. Тёмный лес, что шапкой Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно. Стали дни коротки, Солнце светит мало, Вот пришли морозцы – И зима настала. |
|