Проект по формированию толерантности у дошкольников «Культура и традиции армянского народа».
Вид проекта: творческий
Возрастная группа: дети средней группы
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Образовательные области:
- социально - коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно - эстетическое развитие.
Цель проекта:
- объединение усилий семьи и ДОУ по вопросам формирования у детей нравственно - патриотических чувств и толерантности к людям других национальностей.
Задача проекта:
- расширить знания о жизни людей армянской национальности, их обычаях, традициях, фольклоре;
- познакомить с национальной одеждой, кухней армян;
- приобщить детей к армянским народным играм, песням;
- воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей, чувство гордости за свой народ и его культуру.
Актуальность проекта:
« Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут».
Э. К. Суслова.
В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры.
Россия - страна многонациональная, многокультурная, многоязычная.
Тема толерантности, совместного проживания разных народов мира, для России в последнее время стала очень актуальной.
С раннего детства ребёнок живёт в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери » культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.
Практическая значимость:
- знакомство с армянским народным фольклором, музыкальными инструментами, песнями;
- пополнение картотеки детской художественной литературы (сказки, стихи, загадки).
Идея проекта:
Через разные виды деятельности формировать представления о многообразии культур народов, живущих в Омской области.
Средства реализации проекта:
- устное народное творчество;
- художественная литература;
- музыкальное народное творчество;
- декоративно - прикладное искусство, живопись;
- народные праздники, традиции.
Этапы работы над проектом:
1 этап - подготовительный.
- определение темы проекта;
- постановка цели и задачи;
-разработка совместной деятельности взрослого и детей;
- подбор литературных произведений для чтения.
Задачи: разработать план деятельности по работе с детьми, взаимодействию с родителями; составить список художественной литературы; подготовить народную сказку для театрализации.
2 этап: основной
Реализация проекта через интеграцию образовательных областей:
- социально - коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно - эстетическое развитие.
Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности:
Чтение художественной литературы:
Народные сказки: «Бесхвостая лиса», «Барекентан», «Глупец», «Кот-скорняк», «Говорящая рыбка», «Глупец», «Хозяин и работник», «Козленок»
Продуктивная деятельность:
Рисование и раскрашивание героев сказок.
Музыкальная деятельность:
Прослушивание звучания армянских музыкальных инструментов: дудук, зурна, дхол, канон, каманча и произведений армянских композиторов А.Хачатуряна «танец с саблями», «Ноктюрн А.А.Бабаджаняна».
Театрализованная деятельность:
Армянская народная сказка «Барекентан», «Козлёнок».
Дидактические упражнения: «Приготовим армянское блюдо»,
«Найди характерные признаки»
Восприятие художественной литературы и фольклора: проведение викторины «Общее и различия народных сказок», пересказ сказок с помощью ментальных карт.
3 этап - заключительный.
Ожидаемые результаты:
- положительное отношение к реализации данного проекта;
- участие родителей в проводимых мероприятиях;
-успешное усвоение детьми навыков толерантного отношения друг к другу;
- положительный психологический климат в группе.
Практическая значимость проекта:
Считаем, что реализация данного проекта повысит знания у родителей по толерантному воспитанию своих детей, а дети в свою очередь, научатся доброжелательному отношению друг к другу, отзывчивости и справедливости.