Проект по формированию толерантности у дошкольников "Культура и быт
Армянского народа".
Вид проекта: творческий
Возрастная группа: дети подготовительной группы.
Продолжительность проекта: краткосрочный проект
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Цель проекта: - объединение усилий семьи и ДОУ по вопросам формирования у детей
нравственно-патриотических чувств и толерантности к людям других
национальностей
Задачи проекта:
- расширить знания о жизни людей армянской национальности, их обычаях,
традициях, фольклоре;
- познакомить с национальной одеждой, кухней армян;
- приобщить детей к армянским народным играм, танцам, песням;
- воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей,
чувство гордости за свой народ и его культуру;
Актуальность проекта
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по
наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше
начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут».
Э. К. Суслова
В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к
людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее
распространение среди российского общества получили недоброжелательность,
озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через
средства массовой информации проникают в семью, детский сад, школу.
Россия – страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. Так было
всегда. Если проследить историю русского этноса, мы увидим, что, кроме восточных
славян, в формировании этого этноса приняли участие финно-угорские, тюркские,
балтийские племена и народности. Еще раз подчеркнем: все они внесли вклад именно
в русскую национальную культуру.
Тема толерантности, совместного проживания разных народов для мира, для России в
последнее время стала очень актуальной.
В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся
и развивающийся в поликультурном пространстве. Приобщение дошкольников
к народной культуре становится социальным заказом общества, что отражено в
директивах государственных документах: «В законе об образовании», «Концепции
государственной национальной политики».
С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком
матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуренарода. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и
продолжателем традиций.
Реализация данного проекта требует от педагогов и родителей пополнить знания о
различных компонентах национальных культур народов, населяющих Омскую
область. Поэтому проблеме воспитания толерантности должно уделяться серьезное
внимание.
Практическая значимость:
- пополнение банка подвижных игр армянскими народными играми;
- знакомство национальной одеждой, кухней армянского народа;
- знакомства с национальными обычаями, традициями, танцами, музыкой, народными
инструментами;
- пополнение картотеки детской художественной литературы (сказки, стихи,
пословицы, загадки).
Идея проекта: через разные виды деятельности формировать представления о
многообразии культур народов, живущих в Омской области , национальных
традициях и обычаях, гостеприимстве, вежливости в общении, оказании помощи.
Замысел проекта: дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным
вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о
себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно
сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у
дошкольников этнокультурной осведомлённости. Поэтому роль педагога –
удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях,
быте, культуре народов, проживающих в родном краю.
Средства реализации проекта: устное народное творчество;
- художественная литература;
- музыкальное народное творчество;
- декоративно-прикладное искусство, живопись;
- народные праздники, обряды, традиции;
-игра, народная игрушка и национальная кукла.
Этапы работы над проектом
Период проектной деятельности: октябрь - январь
1 ЭТАП – Подготовительный:
- определение темы проекта; - постановка цели и задач; - разработка совместной
деятельности взрослого и детей; - подбор литературных произведений для чтения,
разучивания стихотворений детьми; - подбор бесед, - организация выставки рисунков;
организация «щедрого стола».
Задачи: разработать планы деятельности по работе с детьми, взаимодействию с
родителями; составить список подвижных игр и художественной литературы;
подготовить народную сказку для театрализации.
2 ЭТАП - Основной.
Реализация проекта через интеграцию образовательных областей:
- социально
-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно;
-эстетическое развитие;- физическое развитие.
Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных
видов детской деятельности:
Физическое развитие: подвижные игры:
«Всадник», «Козлик – козлик», «Банки разрушились», «Пастух», «Три
камня», «Цветки и ветер», «Земля, вода, огонь и воздух».
Чтение художественной литературы: народные сказки : «Бесхвостая лиса», «Заказчик
и мастер», «Золотая монета», «Сказка о бедняке и его жене», «Семь звёзд», «Собака
и волк». Стихи армянских поэтов : эпос «Ахтамар»,«Мой Арарат». Детские стихи
Сильвы Капутикян: «Качели», «Добрая тучка».
Армянские пословицы, поговорки, загадки, приметы.
Познавательные беседы и презентации:«Путешествие в Армению», «Танцы и
песни армян», «Природа Армении», «Традиции и обычаи народа», «Ремёсла и
быт армян».
Художественное творчество: Рассматривание элементов армянского узора.
Игровые ситуации и дидактические упражнения:«Мои соседи – армяне», «Мы –
разные, но мы вместе!», «Приготовим армянское блюдо», «Узнай костюм по
описанию", «Найди характерные признаки".
Пальчиковые и артикуляционные гимнастики: «Гости», «Прятки», «Двое нас".
Музыкальная деятельность: Прослушивание произведений армянских композиторов,
музыкальных инструментов
Работа с родителями:
- оформление выставки - рисунки; - организация «щедрого стола» - консультация в
информ. уголке «Мы разные, но мы вместе»;
3 ЭТАП – Заключительный.
Задачи: представить защиту проекта в виде итогового мероприятия –«Путешествие в
Армению »для детей. «щедрый стол»
План итогового мероприятия
Вступительное слово. Представление гостей
1. Рассматривание и изучение буклета «Армения»
- история, географическое положение, символика;
- архитектура и культурное наследие древнего христианского государства;
- столица Армении сегодня;
- быт и занятия армян, национальные танцы и песни;
- знаменитые люди страны;
- природа Армении; - особенности и колорит армянской кухни.
2. Стихи армянских поэтов в исполнении Александрова Артёма
3. Прослушивание национальной музыки
4. Угощение армянскими блюдами.
Оценка результатов
Уровень сформированности навыков толерантного поведения у детей будет
отслеживаться путем наблюдений в свободной деятельности, в сюжетно-ролевых
играх, беседах..
Ожидаемые результаты:
- положительное отношение к реализации данного проекта; - участие родителей в
проводимых мероприятиях; - успешное усвоение детьми навыков толерантного
отношения друг к другу; - положительный психологический климат в группе.Практическая значимость проекта
Считаю, что реализация данного проекта повысит знания у родителей по
толерантному воспитанию своих детей, а дети в свою очередь, научатся
доброжелательному отношению друг к другу, отзывчивости и справедливости
видео здесь https://cloud.mail.ru/public/7faG/3351hxX9Y